Аннотация к рабочей программе по географии 5 класс. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www.drofa.ru. и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. – 140, [4]с.: ил., карт. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Нормативная база преподавания предмета: - Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ; - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год; - Учебный план в 5 - х классах МКОУ "Краснодубровская ООШ" на 2015 – 2016 учебный год. Сроки реализации программы: Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, мотивированность к самостоятельной учебной работе. При организации учебнопознавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, контурных карт. II. Общая характеристика учебного предмета «География. Начальный курс. 5 класс» - это первый (начальный) курс географии по отношению к курсу географии в основной школе. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на различные географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. Готовит учащихся к практическим навыкам. Цели и задачи программы: Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебнометодические задачи: − познакомить с одним из интереснейших школьных предметов – географией, − формирование интереса к изучению предмета; − сформировать знания о географических объектах и явлениях, характерных для каждой земной оболочки; − формирование у школьников практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; − развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через систему творческих задач, проектирования и процессов наблюдения за состоянием окружающей среды; − применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; − воспитание любви к своему краю, своей стране. III.Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ "Краснодубровская ООШ" В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений. IV.Результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями ФГОС изучение географии в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов: Личностные результаты: − воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; − формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; − формирование целостного мировоззрения; − формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; − освоение социальных норм; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни; − развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; − формирование коммуникативной компетентности в общении и других видах деятельности; − формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; − формирование основ экологической культуры в жизненных ситуациях; − осознание значения семьи в жизни человека и общества; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; − развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: − самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; − выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели; − составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); − работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план; − в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; Познавательные УУД: − анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления; − выявлять причины и следствия простых явлений; − осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; − строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей; − создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; − составлять тезисы, различные виды планов; − преобразовывать информацию из одного вида в другой; − определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; Коммуникативные УУД: − самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; − в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; − учиться критично относиться к своему мнению; − понимать позицию другого, уметь различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); − уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; Предметные результаты: − формировать представления о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; − формировать первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; − формировать представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основные этапы её географического освоения, особенности природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы на разных материках и в отдельных странах; − овладеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; − овладеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; − овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; − формировать умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; − формировать представление об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.