annotaciyakrabocheyprogrammeporusskomuyazyikuv5klasse

Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 5 классе.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования
(ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2011), а также в
соответствии с рекомендациями Примерной программы по русскому языку (Примерные
программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 кл., М.: Просвещение, 2011) и
программы по русскому языку для основной школы: «Русский язык. Рабочие программы.
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9
классы – М.: Просвещение, 2011» и соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС НОО).
Тип программы – базовая.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником: Русский язык. 5 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.
В 2 частях. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред.
Н.М.Шанский/ - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013, включённым в Федеральный Перечень
учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию на 2013-2014 учебный год.
Форма организации учебных занятий – классно-урочная.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе
являются:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения
и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного
языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными
нормами
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому
программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём.

Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его
современных разновидностях — территориальных, профессиональных.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных
целей обучении, что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и
ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять
цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения
и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть
готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления
и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает
совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания),
чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского
литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения
словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим
значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление — обогащение словарной) запаса и грамматического строя
речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но
особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на
уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из
важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть
незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и
пользоваться словарями -справочниками.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков
связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи
предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением
высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при
подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование
умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять
план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые
средства.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся —
предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на
основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний
о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений
и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о
нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических
конструкций;
совершенствования
орфографической
и пунктуационной грамотности; умения
пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности
учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении
фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и

других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий
выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном
труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы
выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого
этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с
национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий
предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в
структуре программы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными
образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах
для образовательных учреждений РФ.
Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 175 часов (5 часов в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления;
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку
являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, сё анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений
на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях русского языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения; о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным

разновидностям языка, особенностей языкового
выразительных средств языка;
8) осознание эстетической функции родного языка.

оформления,

использования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89640225734

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».