annotaciyakrabocheyprogrammepoizov5klasse

Изобразительное искусство
АВТОРЫ: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Г.Е. Гуров, А. А. Кобозев,
Л.А. Неменская, А. С. Питерских
Рабочая программа
(составлена в соответствии с ФГОС)
Пояснительная записка
Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и
содержания образования в школе, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к
преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи
художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.
Образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит
Целью курса формирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе
визуальных
художественных
образов,
реализации
художественно-творческого
потенциала.
Задачи курса:
- развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного,
творческого самовыражения личности;
- гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как
основу формирования целостного представления о мире;
- на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.
Изучение изобразительного искусства направлено на формирование моральнонравственных ценностей, представление о реальной художественной картине мира, и
предполагает развитие и становление эмоционально - образного, художественного типа
мышления, что наряду с рационально - логическим типом мышления преобладающим в
других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления
учащихся.
Ведущими подходами являются деятельностный и проблемный.
Обучение изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих
результатов:
Личностные результаты:
в целостно – ориентационной сфере:
- Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- Принятие мультикультурной картины мира;
В трудовой сфере:
- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических
творческих работ;
- Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;
В познавательной сфере:
- Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты:
В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование
целостного восприятия мира;
В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти;
В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования
коммуникативных умений.

Предметных результатов:
В познавательной сфере:
- Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль
изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного
языка разных видов изобразительного искусства;
- Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- Различать изученные виды пластических искусств;
- Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя
для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
В целостно – ориентационной сфере:
- Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать
систему общечеловеческих ценностей;
- Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические
искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину
современного мира;
- Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней
отечественного искусства;
- Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к
искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал,
аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных
норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
В коммуникативной сфере:
- Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
- Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
В эстетической сфере:
- Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой
деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на
эстетическом уровне;
- Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать
единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических
искусств;
- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять
ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и
достижениям массовой культуры; формировать эстетический кругозор;
В трудовой сфере:
- Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в
своей творческой деятельности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли
искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы. Она строится
так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личном
становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров
из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно
служить источником развития образного мышления учащихся.
На протяжении всего курса обучения школьники
знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство
разных стран и эпох.

Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также
знакомство с новыми видами и сложным многоголосием современного искусства.
Разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме с натуры, по
памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектноконструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить
прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская
механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания
личных человеческих связей со всем художественно-эмоционнальным миром.
Систематизирующим методом является выделение 3-ех основных видов художественной
деятельности пространственных искусств: конструктивной, изобразительной и
декоративной. Что в свою очередь является основанием для деления визуальнопространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует на переносе внимания не
только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей
и искусством в процессе ежедневной жизни.
Пятый класс посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный
для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и
народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий
детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой
атмосферы, ограниченной как народными формами, так и декоративными функциям
искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения
предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным,
крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт
новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического
отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в
декоративном искусстве часто имеет символическое значение. Чувство гармонии и
чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения
цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается
учащимися от урока к уроку. Именно поэтому выработка у школьников способности
чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать
единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования
культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Особенности методики преподавания ИЗО
в 5 классе.
Учащимся предлагается на добровольной основе посещение ИЗО-студий.
Дополнительные занятия по изобразительному искусству, развивающие способность
ребенка к выражению собственного мировосприятия окружающего мира и возможность
применения фантазии в своем творчестве.
Выход на пленер (парк отдыха, поселковые зоны). С целью выполнения набросков с
натуры: людей, строений, природы, животных, птиц.
Отражать окружающую действительность в собственной художественно- творческой
деятельности.
Передавать в собственной творческой деятельности характерные черты разных стилей
Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников.
Осваивать художественную культуру как форму материального выражения духовных
ценностей, выраженных в пространственных формах.

Основные требования
к уровню подготовки в соответствии с ФГОС учащихся 5 класса
учащиеся должны знать:
Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой,
коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей,
множественность вариантов традиционных образов, мотивов, сюжетов);
Семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица,
солярные знаки);
Несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру
росписи, пользоваться приемами художественного письма при выполнении практических
заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
учащиеся должны уметь:
Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен
(например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной
Европы 17в.);
Различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное
искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
Выявлять
в
произведениях
декоративно-прикладного
искусства
(народного,
классического, современного)связь конструктивных, декоративных, изобразительных
элементов; единство материала, формы и декора.
учащиеся должны:
Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения;
Передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических
элементов;
Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные
единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной
эпохи):


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89640225734

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».