Изобразительное искусство АВТОРЫ: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Г.Е. Гуров, А. А. Кобозев, Л.А. Неменская, А. С. Питерских Рабочая программа (составлена в соответствии с ФГОС) Пояснительная записка Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования в школе, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. Образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит Целью курса формирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала. Задачи курса: - развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; - гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире; - на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Изучение изобразительного искусства направлено на формирование моральнонравственных ценностей, представление о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально - образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально - логическим типом мышления преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Ведущими подходами являются деятельностный и проблемный. Обучение изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов: Личностные результаты: в целостно – ориентационной сфере: - Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; - Принятие мультикультурной картины мира; В трудовой сфере: - Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; - Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории; В познавательной сфере: - Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Метапредметные результаты: В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира; В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти; В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. Предметных результатов: В познавательной сфере: - Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; - Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства; - Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; - Различать изученные виды пластических искусств; - Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий; В целостно – ориентационной сфере: - Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей; - Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира; - Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства; - Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; В коммуникативной сфере: - Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях; - Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства; В эстетической сфере: - Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне; - Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств; - Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; - Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой культуры; формировать эстетический кругозор; В трудовой сфере: - Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в своей творческой деятельности. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы. Она строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами и сложным многоголосием современного искусства. Разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектноконструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных человеческих связей со всем художественно-эмоционнальным миром. Систематизирующим методом является выделение 3-ех основных видов художественной деятельности пространственных искусств: конструктивной, изобразительной и декоративной. Что в свою очередь является основанием для деления визуальнопространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует на переносе внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей и искусством в процессе ежедневной жизни. Пятый класс посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, ограниченной как народными формами, так и декоративными функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеет символическое значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Особенности методики преподавания ИЗО в 5 классе. Учащимся предлагается на добровольной основе посещение ИЗО-студий. Дополнительные занятия по изобразительному искусству, развивающие способность ребенка к выражению собственного мировосприятия окружающего мира и возможность применения фантазии в своем творчестве. Выход на пленер (парк отдыха, поселковые зоны). С целью выполнения набросков с натуры: людей, строений, природы, животных, птиц. Отражать окружающую действительность в собственной художественно- творческой деятельности. Передавать в собственной творческой деятельности характерные черты разных стилей Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников. Осваивать художественную культуру как форму материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах. Основные требования к уровню подготовки в соответствии с ФГОС учащихся 5 класса учащиеся должны знать: Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традиционных образов, мотивов, сюжетов); Семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами художественного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово). учащиеся должны уметь: Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17в.); Различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.); Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного)связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. учащиеся должны: Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; Передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи):